яндекс.ру
» » В финансовой мгле
30 июня 2006
0

В финансовой мгле

0
Собственных налогов всё меньше.
Материалы статьи Владимира ЯМПОЛЬСКОГО, «Камчатское Время».
Что представляет собой бюджет Камчатской области, почему 41-й регион на протяжении многих лет не может свести концы с концами. Яркие показатели нашего уровня жизни - неудовлетворительное состояние областных медучреждений и питание в них, отсутствие масштабного жилищного строительства, мизерные пособия для ветеранов и других социальных льготников и т.п.
Благодаря любезно предоставленной информации Контрольно-счетной палаты Камчатской области, сегодня мы расскажем о реальном положении бюджета. Очень надеемся, что публикации «КВ» помогут читателям разобраться в интересующих вопросах и сделать собственные выводы.

Зависимость от Москвы
Показатель любого региона - доходная часть бюджета. К великому сожалению, приходится констатировать неутешительный факт: за последние несколько лет доля безвозмездных перечислений на Камчатку из федерального бюджета ежегодно увеличивалась, а сбор собственных налогов уменьшался. Убедительно об этом говорят следующие цифры: в период с 2003 года по 2004 годы помощь федерального центра выросла с 57,5 % до 60,4 %. А в 2005 году эта помощь уже составляла 62,9 %. В тоже время доля собственных доходов уменьшилась с 42,5 % до 37,1 %.
Статистика - вещь беспристрастная. Что не говори, одних зажженных лампочек Ильича и теплых радиаторов для динамичного развития камчатской экономики оказалось явно недостаточно. И если другие дальневосточные регионы за последние годы находили в себе силы шагать вперед, развивая собственную экономику, занимаясь модернизацией производства, наращивая темпы жилищного строительства, да еще успевали при этом строить дороги и благоустраивать города, то наша область так и не смогла преодолеть экономического и социального застоя.
Похвастаться нечем. Точек зрения на этот счет может быть множество. Но одно бесспорно: прошедшая пятилетка сделала Камчатку еще более зависимой от федерального бюджета.
Возможно, определенный толчок к развитию нашего региона могла бы датьпрограмма социально-экономического развития области, которая расставила бы приоритеты в развитии народного хозяйства.
Отправные точки развития экономики должны создавать в первую очередь условия для получения собственных доходов, которые позволили бы одновременно сформировать предпосылки для дальнейшего развития производства и повышения жизненного уровня жителей Камчатки, особенно молодых семей, пенсионеров и иных слабо защищенных категорий населения. Но чтобы этого успешно добиваться в условиях рыночной экономики, необходимо учитывать конъюнктуру рынка и иметь в команде сильных экономистов-рыночников, каковых в областной администрации, видимо, маловато.
В итоге основополагающая рыбная отрасль стала камчатским яблоком раздора. Рыбные войны не усилили, а ослабили финансовую составляющую областного бюджета.
О несостоятельности такой бюджетной политики свидетельствует дефицит, который превысил в 2005 году предельные значения, установленные п.5 ст. 92 Бюджетного кодекса РФ. Он составил 17,8 %, или 658891 тыс. руб., что на 80831 тыс. руб. больше утвержденного законом Камчатской области № 432 от 22.12.2005 г. В долгах администрации объективно разбирались аудиторы КСП.

Жизнь взаймы
Следует отметить, что долговые обязательства по кредитным соглашениям и договорам областная администрация выполняла, как правило, не в полном объеме. Например, из общего долга в 1058924 тыс. было погашено лишь 692922,84 руб. Как видите, отклонения составили 366001,2 тыс. руб. Ничего утешительного нельзя сказать и о погашении государственного долга, который на 1 января 2005 года составлял 4181366,9 тыс. руб. И хотя по состоянию на 1.01.2006 года верхний предел госдолга по закону о бюджете Камчатской области был установлен в сумме 3968501 тыс. руб., но из-за неоднократных изменений и дополнений он был увеличен до 4777646,3 тыс. рублей.
Специалисты КСП утверждают, что в процессе исполнения бюджета госдолг Камчатской области увеличился с 4181366,9 тыс. руб. до 5403498 тыс. руб. Но, несмотря на превышение предельного размера долга области над собственными доходами, областная администрация, в нарушение п.1 ст.112 Бюджетного кодекса РФ, продолжала заимствовать средства и предоставлять различные госгарантии.

На собственные доходы не прожить
Самое время рассказать о том, из чего складывались доходы бюджета Камчатской области за прошедший 2005 год. Так вот, первоначальным законом Камчатской области от 15.12.2004 года № 232 доходная часть областного бюджета была утверждена в сумме 8644,1 млн. руб. В том числе собственных доходов только 3243 млн. рублей. Данная цифра сравнима даже с доходами и бюджетом рыболовецкой компании «Акрос». Но если в «Акросе» на такие деньги живут и тянут «социалку» почти 2000 человек, то на те же деньги обречена была бы жить Камчатская область, на территории которой проживает около 400 тыс. человек. И если бы не государство, оказывающее безвозмездную помощь из федерального бюджета в сумме более 5 млрд. рублей, Камчатка уже давно бы загнулась.
Что до доходов, поступающих в бюджет от предпринимательской и иной деятельности, то она крайне незначительна и составляет всего 155,8 млн. руб. Это тоже знаковая цифра, потому что свидетельствует о слабой работе бюджетных учреждений по оказанию платных услуг населению. Правда, несколько позже доходная часть облбюджета была скорректирована в сторону увеличения на миллиард с лишним. Но когда пришло время подвести итоги полученных доходов за 2005 год, выяснилось, что область недополучила в свой и без того скромный бюджет 152,6 млн. рублей.

Расклад
Вообще, если принять областной бюджет за 100 %, то на 63 % он состоит из финансовой помощи федерального бюджета и только на 37 % - из собственных доходов. При этом, как уже говорилось, база собственных доходов за истекший период продолжала снижаться. Достаточно заметить, что налог на прибыль организаций за 2005 год по сравнению с 2004 годом оказался меньше на 17 млн. рублей.
А чтобы ни у кого не возникало иллюзий по поводу того, как произошло увеличение поступлений в областной бюджет по отдельным видам платежей, сообщим, что здесь никакого фокуса нет.
Например, по налогу на доходы физических лиц платежи в бюджет увеличились за счет роста зарплаты, по акцизам - в связи с увеличением в 2005 году ставок в среднем на 9 %, по налогу на игорный бизнес - в связи с увеличением ставок на игровые автоматы (с 4 тыс. руб. за игровой автомат в месяц до 7,5 тыс. руб.), по налогу на имущество - в связи с зачислением данного вида налога в областной бюджет в полном объеме. Аудиторы КСП подчеркивают, что вышеперечисленные платежи стали основным объемом поступлений в базу собственных доходов бюджета Камчатской области. Оживления производственного сектора экономики в рассматриваемом периоде на Камчатке не наблюдалось.
Доходы от использования имущества, находящегося в областной собственности, тоже не стали значительными и составили за 2005 год не более 68 млн. руб. И выглядят эти доходы следующим образом:
- проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов за счет средств субъекта - 13,2 млн. руб;
- арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли городских поселений до разграничения государственной собственности на землю - 42,1 млн. руб.;
- арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности субъекта - 0,4 млн. руб.;
- доходы от сдачи в аренду областного имущества - 10,2 млн. руб.;
- доходы от перечисления части прибыли областных унитарных предприятий - 1,4 млн. руб.;
- дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта - 0,8 млн. руб.
И опять аудиторы обращают внимание на то, что увеличение доходов от сдачи в аренду областного имущества на 2,1 млн. руб. в 2005 году произошло чисто механически за счет роста с 1.01.2005 года базовой ставки арендной платы до 480 руб. за 1 кв. метр в год.
Зная о катастрофическом состоянии областного бюджета, государственные унитарные предприятия, тем не менее, отчитались по доходам за использование областного имущества за прошедший год на 560 тыс. руб. меньше. По мнению специалистов КСП, такое могло произойти только из-за слабого контроля Комитета по управлению госимуществом за поступлением доходов в областной бюджет от ГУП. Чистая прибыль государственных унитарных предприятий была показана тоже с уменьшением: суммой в 5588 тыс. руб. В то время как за 2004 год чистая прибыль ГУП составила 7190 тыс. руб.
Следовательно, как отмечают в Контрольно-счетной палате, уплата отчислений от прибыли ГУП в областной бюджет за 2005 год должна была производиться авансовыми платежами в равных долях до 15 мая 2005 года, до 15 августа 2005 года и до 15 ноября 2005 года, то есть в установленные сроки.
В этом случае перечисление части прибыли от деятельности ГУПов, согласно проекту закона, должна была составить 1913,7 тыс. рублей, а поскольку этого не происходило, фактическое перечисление части прибыли в областной бюджет от ГУПов составило 1354,6 тыс. руб. Кстати, из 30 государственных унитарных предприятий 8 на момент проверки не вели финансово-хозяйственной деятельности, а ГУП «Камчатский комбинат рыбных и пищевых продуктов» по итогам деятельности за 2005 год вообще не отчитался. Но об этом и о многом другом читайте в следующих материалах «КВ».

Новость в тему
В бюджет Сахалинской области поступили 12 млрд. 113 млн. рублей за 2005 год. Как сообщил председатель постоянного комитета Сахалинской областной Думы по экономической политике и бюджету Александр Стародубцев, за прошедший год план по доходам исполнен на 102,6%. Вице-губернатор, начальник главного финансового управления Сахалинской области Наталья Новикова пояснила, что общая сумма расходов составила 11 млрд. 904 млн. рублей. Только по разделу «Здравоохранение и спорт» расходы составили 1 млрд. 318 млн. рублей.
Прокомментировать

Пишите письма

© 2004–2016. Не Официальный сайт села Мильково Камчатского края.
Все права защищены.
Все материалы на сайте размещены со ссылками на первоисточник.
Размещение материалов возможно только при условии обязательной ссылки на сайт МИЛЬКОВО.RU.

Регистрация