яндекс.ру
28 октября 2006
1

О Кутхе

1
Увеличить картинкуЕсли говорить современным языком то Ительменский Кутха достаточно креативное божество. Его деятельности в созидании Камчатки позавидовали бы многие живущие ныне на земле.
Могу лишь посоветовать один раз побывать на Камчатке, и тогда отпадают всякие сомнения в том, что вся Камчатка действительно были созданы не Богом, как остальная территория планеты, а бесовским вороном по имени Кутх.
Говоря современным языком, эта птица с мировоззрением панка и юмором отставного полковника постоянно экспериментировала с неодушевленными предметами и живыми организмами - пока не доэкспериментировалась до того, что превратила собственного сына в землю, а затем взяла и со всех сторон окружила её дымящимися коническими вершинами.
После всех этих слабомотивированных поступков Кутх огляделся, каркнул и решил, что результат его креативной деятельности вполне подходит для жизни людей (странно, но это так). Люди до сих пор живут здесь, время от времени поругивая Кутха за чрезмерное увлечение экстримом. В вину Кутху традиционно ставят грандиозные снегопады зимой, тяжелые летние туманы, слишком холодный для купания океан и отсутствие железнодорожного транспорта. Про последнее Кутх как-то не подумал, наспех восполнив пробел большой и малой авиацией.
Ительмены присваивают некую эксцентричность божеству по имени Кутха, для подтверждения этого обратимся к историческим писаниям земли Камчаткой Георга Вильгельма Стеллера. В одной из глав “Описание Земли Камчатской” Стеллер пишет, что Ительмены почитают много богов и верят, что эти боги прежде многим показывались и до сих пор еще иногда являются людям. Поэтому в их языке отсутствует слово "дух" и у них нет самого понятия ни о духе, ни о разумном познании бога и божества. Между тем среди своих выдуманных богов они, по-видимому, все-таки признают известное разделение по старшинству и наличие некоторых субординаций. Величайший из богов — творец неба и земли, которого они единодушно называют Куткою или Кутгою. Они утверждают, что это он создал все и что от него все произошло. Не имея никакого другого представления о божестве и обычно присущих ему свойствах, кроме того, какое они сами составили себе о нем на основании неясного понимания его творения, и не связывая наблюдаемое на земле добро и зло с размышлением о промысле божьем, они считают себя гораздо умнее своего бога и не знают никого простоватее, безумнее и глупее своего Кутки.
Насколько я знаю, пишет Стеллер, такого дикого взгляда на бога нигде на всем земном шаре найти нельзя, и поэтому по всей справедливости ительменов можно назвать прирожденными богохульниками. В силу этого они считают его недостойным какого бы то ни было почитания, не просят его ни о чем, не благодарят его и не забавляются ничем в мире больше, чем своим творцом Куткою. Они говорят: «Если бы Кутка был умен и сообразителен, он сотворил бы мир гораздо лучшим, чем он есть, не наставил бы в нем столько высоких гор и недоступных скал, не натворил бы таких быстрых и мелководных рек, не вызывал бы до сих пор таких сильных и продолжительных бурь и дождей. Все это происходит от его глупости и неразумия». Поэтому, взбираясь зимою на высокую гору или съезжая с нее, ительмены страшно ругают Кутку; то же самое и в такой же сильной степени происходит и тогда, когда они летом поднимаются в своих лодках по рекам или когда попадают либо на мелкие места, либо в полосу слишком быстрого течения.
Они думают, что Кутка был женат на женщине по имени Хахи, отличавшейся исключительным умом и недюжинною красотою. Благодаря своему уму она удержала Кутку от совершения многих глупостей, постоянно направляла его и часто с очевидностью убеждала его в его неразумии. С этою Хахи Кутка, говорят, много лет прожил около самых крупных камчатских рек, и она рожала ему детей, от которых, в свою очередь, произошли они сами, ительмены. В то время как он наполнял Камчатку людьми, он, как и любой другой ительмен, содержал себя разнообразной повседневной работой…
Так, ительмены исключительно от Кутки научились искусству строить юрты и ловле рыбы, зверей и птиц. Ко времени его пребывания на Камчатке они относят многие смешные и богохульные происшествия случившиеся с ним, о которых рассказывают, нисколько не задумываясь и не испытывая ни страха, ни душевного беспокойства.
У ительменов столько гнусных и смешных рассказов про своего Кутку, что ими одними можно было бы наполнить целую книгу. Между прочим, они повествуют, что, когда ему однажды очень захотелось брусники, а река мешала ему добраться до нее, он будто бы сам отрезал себе голову и перебросил ее на противоположный берег, чтобы она могла наесться досыта. Хахи же они приписывают столько ума, что ее можно было бы счесть чуть ли не за волшебницу. Однажды она навела на Кутку такую слепоту, что он принял ее за юрту, половые органы — за дымовое отверстие, а зад — за дымоход. В юрте он нашел печенку, но когда он пожелал поесть ее и собрался отрезать себе кусок, печенка задвигалась. Это так испугало Кутку, что он опрометью бросился вон из юрты и стал рассказывать Хахи, что он был в заколдованном остроге.
У ительменов существует также очень занятный рассказ о прекрасной дочери Кутки и о его красавце-сыне Дезелькуте, о бракосочетаниях Кутки со всеми тварями и о том, как последние обманывали друг друга, чтобы добиться красавицы-невесты, которая в конце концов досталась луне.
О последнем ительмены говорят, что им неведомо, откуда он явился и чей он родом. В равной мере им неизвестно и то, куда он впоследствии девался. Его собственные потомки будто бы так сильно обижали его, что он удрал от них. Одно, впрочем, известно, а именно, что Кутка пошел вдоль морского побережья на север, в страну коряков и чукчей. Быть может, ительмены хотят этим указать на общность своего происхождения с последними. Это подтверждается и тем обстоятельством, что коряки также считают Кутку своим творцом и рассказывают о нем схожие с ительменскими истории.
Кутка создал мир и все, что в нем; что же касается вопроса, откуда он сам произошел, то они ничего не знают об этом, как ничего не знают и о том, считать ли его богом или человеком и в каких отношениях он находится с дьяволом и с прочими духами.
Возвращаясь в наши дни можно сказать что Кутх и посей день живёт тут, никуда не улетая и то и дело материализуясь в виде деревянных, костяных и каменных статуэток, украшенных наивными сентиментальными феничками из бисера.
Впервые попавший на Камчатку человек, мгновенно спятив, способен лишь токовать от восторга, ровно возбуждённый глухарь: ощущение присутствия при сотворении мира здесь настолько сильно, что хочется принять участие в процессе. Кутх на все эти дела поглядывает вполне благосклонно - полковник запаса инфернальной армии любит, когда у него гости.
Приезжайте к нам на Камчатку и вы сами всё почувствуете и увидите…

Использованные материалы:
- Книга “Описание Земли Камчатской” Георг Вильгельм Стеллер, Петропавловск-Камчатский Книжное издательство ‘Камчатский печатный двор’ 1999г.
- Заметки Лоры Беловаин.

Комментируют:
biruza
№ 1
3 ноября 2006 18:42
Отличная статья!!!!! wink
Прокомментировать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Пишите письма

© 2004–2016. Не Официальный сайт села Мильково Камчатского края.
Все права защищены.
Все материалы на сайте размещены со ссылками на первоисточник.
Размещение материалов возможно только при условии обязательной ссылки на сайт МИЛЬКОВО.RU.

Регистрация