Одежда и быт древних Ительменов
Ительмены очень давно переняли от русских искусство ткачества, а также перешли почти полностью на европейскую (или хотя бы во многом подобную) одежду. Исключение составляла традиционная зимняя и летняя обувь, верхняя одежда - кухлянка.
Однако прежде они имели свою разнообразную, отличную от других народов, верхнюю и нижнюю одежду. Её подробно описывают исследователи XVIII века и более поздние. Материалом для одежды служили прежде всего тщательно выделанные шкуры животных - собак, тюленей и оленей. Георг Стеллер в первую очередь выделяет так называемую парку - одежду как мужскую, так и женскую и детскую. Зимой она могла служить нижней рубашкой под кухлянкой. Наружная её сторона была окрашена в оранжевый цвет. Для этого использовался очень стойкий органический краситель, приготовляемый из ольховой коры. Кору сперва разваривали в кипятке, потом жевали и сплёвывали густую жижу на одежду. Нижний её край подшивался подзором из шкуры с оленьей шеи в ладонь шириной, с полосами из меха нерпы. Между этими полосами вшивались пучки оленьего меха, выкрашенного в красный цвет. Это была плотная одежда до колен.
Кухлянка - длинная, до щиколоток, широкая зимняя одежда мехом наружу, с широкими рукавами, капюшоном и пришитым спереди длинным меховым клапаном, которым прикрывали лицо от мороза и ветра. Надевалась, как и парка, через голову. Женские кухлянки отличались от мужских тем, что имели спереди снизу пришитый «хвост», а нижний край мужских кухлянок был ровным.
Наиболее частым украшением, как представляется, в до русскую эпоху
были подвески в виде резных трубочек, хотя в палеолите на Ушаковской стоянке (18 км от Козыревска) Н.Н.Диков в 60-х годах обнаружил большое количество плоских бус из амальгатолита (цветной камень вулканического происхождения). Резные костяные трубочки в особенно большом количестве мне удалось найти в «женских» углах зимних жилищ стоянки Эюхчич (14 км), где сохранность кости необычайно хороша. Вероятно, их линейный орнамент нёс в себе какую-то информацию, но расшифровать его сейчас едва ли возможно.
Ительменские штаны назывались «куэ», шились из собачьих, оленьих шкур, а также из лососёвой кожи. Надевались они поверх торбасов. Детские внутри выстилались мягкой травой «эхей» (в изобилии растёт на болотах и старицах), игравшей в этом случае роль памперсов.
Обувь (торбаса) шилась из камусов (шкуры с оленьих ног) - дорожная, из рыбьих кож - зимняя, парадная - из собачьих шкур. В качестве утеплителя или портянок применялась всё та же трава «эхей». Подошва делалась из толстой медвежьей шкуры.
Стеллер отмечает, что мужчины у ительменов носили
шапки из птичьих перьев - подобные тем, что были у северо-американских индейцев. Также традиционным был и
головной ремень «копигач» с завязкой сзади, придерживавший длинные волосы. Замужние женщины носили парики, а девушки заплетали по множеству косичек. Зимой носили также перчатки без пальцев.
Одежда изготовлялась как способом шитья крапивными нитками или жилами животных, так и путём склеивания клеем, сваренным из кожи кеты. Пряслица -приспособления для сучения крапивных нитей - я нередко обнаруживал в культурном слое древних стоянок, особенно на Варлатанке (7 км), Котловане (около карьера в районе ДСУ), Чабайке (18 км в сторону города). Это маленькие плоские гальки с просверлёнными отверстиями. Много также различных проколок - костяных и каменных, просвёр-ток, костяных игл различных размеров, применявшихся для шитья.
Ительмены знали
ложки и вилки, хотя последние вошли в широкий обиход в России только при Петре I, то есть значительно позже.
Жилища освещались с помощью каменных жирников, иногда в этом качестве использовались природные камни с естественной выемкой и берестяные чумашки.
Скребки для обработки шкур вставлялись в деревянную оправу. Поначалу подходящая по размеру палка раскалывалась пополам, в середине прорезался проём для каменного скребка. Затем скребок вставлялся, и две половинки деревянной рукояти плотно связывались. Чтобы укрепить
наконечник копья или стрелы, расщеплялся толстый конец древка, в расщеп вставлялся наконечник и туго перетягивался крапивной верёвкой или тальниковым лыком.
Ительменские топоры крепились не вдоль топорища, как европейские, а поперёк, поэтому являлись скорее тёслами. И сточены они были больше в одну сторону. Рубить деревья ими было, конечно же, неудобно, поэтому прежде чем завалить дерево, «дровосекам» сначала приходилось подпаливать его у комля. На то, чтобы изготовить долблёную
лодку-бат, требовались годы.
Крайне важное место в быту ительменов занимала берёста.
Посуду в основном «шили» из берёзовой коры. В так называемых чуманах, или чумашках, можно было готовить еду, бросая внутрь раскалённые камни. В специальных туесах на ремнях носили ягоду, съедобные коренья и травы.
Рыбу ительмены ловили преимущественно сетью и запорами в зависимости от течения, глубины и иного характера реки.
Сеть вязалась из крапивных верёвок, но чаще из тальникового лыка. Наплава вырезались из толстой тополиной коры, а грузила делались из оббитых, иногда просверлённых плоских галек. Запором (частоколом из кольев) перегораживали участок реки с быстрым течением.
Древнее население Камчатки старалось ничем не отделять себя от природы.
Огонь и кое-какие способности преобразовывать даруемые природой материалы - вот и всё, что отличало их от окружающей среды. Но дарами природы первопоселенцы полуострова пользовались мастерски и выживали несмотря на всю суровость нашего края, о которой современный человек слагает легенды.
М. Федоров
Фотографии: Экспозиция Мильковского этнографического музея...