яндекс.ру
» » Одежда и быт древних Ительменов
5 сентября 2006
0

Одежда и быт древних Ительменов

4

Увеличить картинкуИтельмены очень давно переняли от русских искусство ткачества, а так­же перешли почти полностью на евро­пейскую (или хотя бы во многом подобную) одежду. Исключение составляла традиционная зимняя и летняя обувь, верхняя одежда - кухлянка.
Однако прежде они имели свою разнообраз­ную, отличную от других народов, верхнюю и нижнюю одежду. Её подробно описывают исследователи XVIII века и более поздние. Материалом для одеж­ды служили прежде всего тща­тельно выделанные шкуры жи­вотных - собак, тюленей и оленей. Георг Стеллер в первую оче­редь выделяет так называемую парку - одежду как мужскую, так и женскую и детскую. Зимой она могла служить нижней рубашкой под кухлянкой. Наружная её сторона была окрашена в оранжевый цвет. Для этого использовался очень стойкий органический кра­ситель, приготовляемый из ольховой коры. Кору сперва разва­ривали в кипятке, потом жевали и сплёвывали густую жижу на одежду. Нижний её край подшивался подзором из шкуры с олень­ей шеи в ладонь шириной, с полосами из меха нерпы. Между эти­ми полосами вшивались пучки оленьего меха, выкрашенного в красный цвет. Это была плотная одежда до колен.
Кухлянка - длинная, до щиколоток, широкая зимняя одежда ме­хом наружу, с широкими рукавами, капюшоном и пришитым спере­ди длинным меховым клапаном, которым прикрывали лицо от мо­роза и ветра. Надевалась, как и парка, через голову. Женские кух­лянки отличались от мужских тем, что имели спереди снизу пришитый «хвост», а нижний край мужских кухлянок был ровным.
Наиболее частым украшением, как представляется, в до русскую эпоху были подвески в виде резных трубочек, хотя в палеолите на Ушаковской стоянке (18 км от Козыревска) Н.Н.Диков в 60-х годах обнаружил большое количество плоских бус из амальгатолита (цветной камень вулканического про­исхождения). Резные костяные трубочки в осо­бенно большом количестве мне удалось найти в «женских» углах зимних жилищ стоянки Эюхчич (14 км), где сохранность кости необычайно хороша. Вероятно, их линейный орнамент нёс в себе какую-то информацию, но расшифровать его сейчас едва ли возможно.
Ительменские штаны назывались «куэ», ши­лись из собачьих, оленьих шкур, а также из лососёвой кожи. Надевались они поверх торбасов. Детские внут­ри выстилались мягкой травой «эхей» (в изобилии ра­стёт на болотах и старицах), игравшей в этом случае роль памперсов.
Увеличить картинкуОбувь (торбаса) шилась из камусов (шкуры с оле­ньих ног) - дорожная, из рыбьих кож - зимняя, парадная - из собачьих шкур. В качестве утеплителя или портя­нок применялась всё та же трава «эхей». Подошва де­лалась из толстой медвежьей шкуры.
Стеллер отмечает, что мужчины у ительменов но­сили шапки из птичьих перьев - подобные тем, что были у северо-американских индейцев. Также тради­ционным был и головной ремень «копигач» с завяз­кой сзади, придерживавший длинные волосы. Замуж­ние женщины носили парики, а девушки заплетали по множеству косичек. Зимой носили также перчатки без пальцев.
Одежда изготовлялась как способом шитья крапив­ными нитками или жилами животных, так и путём скле­ивания клеем, сваренным из кожи кеты. Пряслица -приспособления для сучения крапивных нитей - я не­редко обнаруживал в культурном слое древних сто­янок, особенно на Варлатанке (7 км), Котловане (око­ло карьера в районе ДСУ), Чабайке (18 км в сторо­ну города). Это маленькие плоские гальки с просверлёнными отверстиями. Много также раз­личных проколок - костяных и каменных, просвёр-ток, костяных игл различных размеров, применяв­шихся для шитья.
Ительмены знали ложки и вилки, хотя пос­ледние вошли в широкий обиход в России только при Петре I, то есть значитель­но позже. Жилища освещались с по­мощью каменных жирников, иногда в этом качестве использовались природные камни с есте­ственной выемкой и берестяные чумашки.
Скребки для обработки шкур вставлялись в деревян­ную оправу. Поначалу подходящая по размеру палка рас­калывалась пополам, в середине прорезался проём для каменного скребка. Затем скребок вставлялся, и две половинки деревянной рукояти плотно связыва­лись. Чтобы укрепить наконечник копья или стре­лы, расщеплялся толстый конец древка, в расщеп вставлялся наконечник и туго перетягивался кра­пивной верёвкой или тальниковым лыком.
Ительменские топоры крепились не вдоль то­порища, как европейские, а поперёк, поэтому являлись скорее тёслами. И сточены они были больше в одну сторону. Рубить деревья ими было, конечно же, неудобно, поэтому прежде чем завалить дерево, «дровосекам» сначала приходилось подпаливать его у комля. На то, чтобы изготовить долблёную лодку-бат, тре­бовались годы.
Крайне важное место в быту ительменов занимала берёста. Посуду в основном «шили» из берёзовой коры. В так называемых чуманах, или чумашках, можно было готовить еду, бросая внутрь раскалённые камни. В специальных ту­есах на ремнях носили ягоду, съедобные коренья и травы.
Рыбу ительмены ловили преимуще­ственно сетью и запорами в зависимости от течения, глубины и иного характера реки. Сеть вязалась из крапивных верёвок, но чаще из тальникового лыка. Наплава вырезались из толстой тополиной коры, а грузила де­лались из оббитых, иногда просверлён­ных плоских галек. Запором (частоколом из кольев) перегораживали участок реки с быстрым течением.
Древнее население Камчатки старалось ничем не отделять себя от природы.
Огонь и кое-какие способнос­ти преобразовывать даруемые природой материалы - вот и всё, что отличало их от окружающей среды. Но дарами природы первопоселенцы полуостро­ва пользовались мастерски и выживали несмотря на всю суровость нашего края, о которой совре­менный человек слагает легенды.

М. Федоров

Фотографии: Экспозиция Мильковского этнографического музея...
Прокомментировать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Пишите письма

© 2004–2016. Не Официальный сайт села Мильково Камчатского края.
Все права защищены.
Все материалы на сайте размещены со ссылками на первоисточник.
Размещение материалов возможно только при условии обязательной ссылки на сайт МИЛЬКОВО.RU.

Регистрация